Администрация Высоковского муниципального образования
Высоковское муниципальное образование Красноармейского муниципального района Саратовской области

История

ДЕННГОФ ,НЫНЕ С. Высокое Красноармейского района  Саратовской области, немецкая  колония в Правобережье Волги, на реке Гололобовка.
 

ДЕНГОФ (Донгоф , Гололобовка, Альт-Гололобовка,Старая Гололобовка), ныне с.Высокое Красноармейского района Саратовской области –немецкая колония в Правобережье Волги, на реке Гололобовка. Находилась в  102 верстах от уездного города Камышин, по правую сторону от почтового Астраханского тракта из Саратова в Камышин. С 1871г. До октября 1918 г.входила Сосновскую (Сплавнушинскую) волость Камышинского  уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941г.являлась административным центром Денгофского сельского совета Бальцерского ( Голо-Карамышского) кантона. В Денгофский сельсовет входило одно с.Денгоф.
Колония освоена 21 июля 1766г. как коронная .Основателями стали 362 выходца (109)семей из Дании и разных земель Германии- Дарштадта, Вюртерберга, Курпфальца.Официальное русское названия – Гололобовка, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. в честь одноименной речки, на которой располагалось поселение, колонистами употреблялось реже. Немецкое название колония получила в честь первого форштегера  Кристиана Денгофа,37- летнего сапожника из г. Гумбинен в Пруссии, прибывшего в колонию с двумя детьми и женой. Имена всех форштегеров  колонии не известны, однако в 1820-е гг. форштегером  является колонист Келер, в 1830-е – 1840-е  гг. – Рейнгард.
  Большинство населения исповедовало лютеранство. Наряду с лютеранами в колонию были поселены четыре семьи(восемь человек) реформатов. В отличии от многих других колоний в Денгоф не было  направлено ни  одного католика, такая  конфессиональная однородность способствовала отсутствию религиозной вражды. Каждый домохозяин, прибывшей  в колонию чиновников, выделенные средства колонисты расходовали в кратчайшие сроки и не по назначению. Поэтом  каждой семье, поселившейся в колонии в 1767 г.Контора опекунства в Саратове выдавала по 25 рублей ,а т акже по две лошади, одной корове, две узды, телеге, три сажени веревок для вожжей, пять саженей веревок для иных целей, косе и дуге.
11 августа 1774 г. в колонию вошли отряды  Е. Пугачева, которые разграбили село. По воспоминаниям современников, с ам  Е. Пугачев, тщетно обыскавший дом старосты, приказал поджечь село в отместку за то, что его жители отказались выдать форштегера  Денгофа.  Предотвратить уничтожение колонии удалось  благодаря подкупу мятежников, совершенному русским слугой Денгофа. По данным Конторы опекунства, к «злодейской толпе» Пугачева добровольно или  принудительно присоединились 607 немецких колонистов из различных поселений. Возратившиеся в колонию после подавления бунта двое жителей села, ставшими участниками восстания,- Эрих Гаазе и Иоганн Штраух были подвергнуты телесным наказанием и оштрафованы.
В ходе 8-й ревизии 1834 г. поселенцы были наделены землей  по 15 десятин на душу населения. По ревизии 1857 количество наделенной земли составляло всего 1.8 десятин земли на душу населения, что объяснялось  густонаселенностью колонии. Малоземелье приводило к неоднократ ным  попыткам колонистов основать дочерние колонии или переселиться за пределы своих сел. В 1863 г. безземельными поселенцами в Сосновском округе была основана дочерняя колония Ней-Денгоф (Новая Гололобовка).
Кроме хлебопашцев в колонии проживали ремесленники. Уже среди первых 109 домохозяев были сапожник, кузнец, два купца и два цеховых ремеслинника. Со временем все больше жителей занималось промыслами, ремеслами, торговлей. Часть колонистов, основным занятием которых продолжало оставаться земледелие, зимой и осенью занималась изготовлением сарпинки. Ткацкое производство со временем скоцентрировалось в руках «сарпинковых королей» Шмидта, Бореля и Рейнеке, которые открыли ткацкие фабрики в Денгофе, а также в Гримме, Гуке и Норке. Большую часть ткачей составляли женщины, особенно девушки в возрасте от15 до 20 лет. 
Еще в 1784 г. Казенная палата открыла в Денгофе питейный дом « с сенями и ледниками».Три поколения выходцев из Денгофа по фамилии Детерер владели трактирами в Саратове. В 1816 г.Контора опекунства разрешила одному из колонистов Гололобовки создать в колонии кожевню. По состоянию на 1859 г.в Денгофе действовали две ярмарки, кожевенный завод, две маслобойни, имелась водяная мельница. А.Н. Минх, анализируя данные земской переписи 1886 г.указывал на то, что в колонии жил  «жилых изб считалось 596, из них каменных 257,деревянных 339, крытых железом 7, деревом 98, соломой 491; промышленных заведений 25, питейных четыре и лавок четыре. У поселян: плугов -291,веялок-40, лошадей 1506, волов -22,коров и телят- 1523, овец- 2289, свиней – 1144,коз- 1430, пчёлник – один».Особое место в денгофских промыслах занимало изготовление веялок. Спрос на веялки был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция реализовывалась в Самаре, Оренбурге и Уфе. В конце XIX века в селе был открыт фельшерско-акушерский пункт. В 1911 в селе насчитывалось 731 хозяйство, во владении у крестьян имелось 673 головы рабочего скорта,467 голов молочного ската,895 гужевого скота,2928 мелкого скота. Крестьяне имели 205 железных плуга,183 жнейки и 189 веялок. 
В 1920-е гг.в селе изменились кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, была открыта изба- читальня. В 1931 жители села организовали массовые выступления против  изъятия оружия. Антисоветское движение было подавлено силами ОГПУ, а активные участники выступления раскулачены и высланы в Казахстан. В этом же году несколько жителей села были репрессированы за создание ячейки контрреволюционной повстанческой организации, проводившей работу по срыву коллективизации. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы в Красноярский край с 1942 г. село носит название Высокое. В январе 1944 г. в селе был основан  совхоз « Карамышский».
Школа и обучение детей. До строительства первой деревянной церкви в 1803 г.богослужение и школьные занятия проводились в школьно- молитвенном доме. Вместе с первыми колонистами в колонию прибыл учитель из Любека 33-хлетний Адольф Крон. Под его руководством  в колонии в первый год поселения была открыта школа, и начиналось обучение детей в возрасте от 7до 15 лет. К середине XIX века церковно – приходская школа получила статус училища. Кроме церковной школы в колонии в конце XIX века была открыта товарищеская школа. В !886 г. из 4918 жителей села грамотными являлись 2711 человек(в том числе 1364 мужчины и 1347женщин).
Согласно статистическим сведениям  о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И.Эрбесом; в 1906 г.почти из 8000 жителей села 872 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В Денгофе посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной ,23 ребенка не посещали школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 440 мальчиков, 432 девочки и работало четыре учителя. Школа содержалась на средства церковной общины. В 1920-е гг. обе школы были перепрофилированы в начальную школу, которая начала свою работу с 1927 г. В годы Великой отечественной войны на втором этаже здания бывшего школьно-молитвенного дома размещался детский дом. В 1964 г. школа получила статус средней школы, при школе работал интернат для детей из сел Старая Топовка и Карамыш.
Вероисповедание  жителей и церковь.    Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В начале XX века часть жителей села являлась баптистами.В1970-е гг. в донесении Саратовскому губернатору житель села Гололобовка- Яков Краус был  назван старейшиной секты,  деятельность которого подлежала строжайшему наблюдению, дабы «удовлетвориться что учение его не угрожает государственному строю».Краус выступал против ношения оружия и военной службы и призывал братьев переселяться в Америку и Бразилию. Краус пропагандировал учение «братьев и сестер». Ви1879 г. число сектантов увеличилось до 45,и община, опасаясь преследования властей, объявила о своем присоединении к баптистам.
Община колонии Денгоф входила в состав прихода Грим( Лесной Карамыш),к которому также относились общины Гримм, Бауэр и Россоши. Приход  Лесной Карамыш (Гримм) был основан в 1767 г. В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужение  в школьно- молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, однако он был возведен на государственные средства в первые месяцы после расселения колонистов. Первая деревянная кирха, построенная на средства колонистов, появилась в колонии в 1803 г.Она имела статус филиальной церкви.
 В  1832- 1833 гг.в Денгофе по специальному архитектурного проекту, утвержденному Конторой опекунства, велось строительство новой церкви. В 1834 г. новая лютеранская кирха была освящена. Она имела скамьи был построен новый кирпичный школьно-молитвенный дом.
В Денгофе родился пастор Иоганн Эрбес (1902- 1930 гг.) священником в Куккусе, обвиненный в 1930 г. в антисоветской  пропаганде и умерший в лагере под Семипалатинском.
В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которых в Денгофе церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 3027 верующих лютеран, из них 45 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). 28 августа 1934 г. Комиссия по вопросов культов при ЦИК АССР немец Поволжья направила в Президиум АССР НП информацию о том, что молитвенный дом в с. Денгоф уже не функционирует, а так как здание деревянной церкви еще используется верующим, вопрос о ее закрытии требует специального рассмотрения. 21 апреля 1935 г. церковь была закрыта по официальному Постановлению Президиума ЦИК , так как за ее ликвидацию высказалось 1540 человек из 1714 членов церковной общины. Президиум ЦИК рекомендовал использовать здание церкви под школу.
Список пастеров прихода Гримм (Лесной Карамыш),служивший в общине Денгоф.  1767-1781 гг.- Кристиан Август Торнов/Торнау(Christian August Tornow/Tornau).1782г – 1786гг.- Лаврентий Альбаум(Laurentius Ahlbaum).1786-1804гг. – Иоганн Каспар Зайферт (Jhilippp Jakob Hiemer). 1815 – 1819 гг. Карл Якоб Фрюауф (Каrl Jakob Fruauf)1820-1857 гг.-Карл Конради (Karl Konrady (Conrady) 1859 – 1864 гг.- Карл Денгоф( Karl Donhoff) 1873 – 1888гг.-Бернгардт Деггеллер (Berngard Deggeller).1890-1910 гг.Михаэль Петер Штаф (Michael Peter Stahf) 1912 -1913гг.-Иоганн Грасмюк( Johannes Grasmuck) 1914-1924 гг.-Александр Штрек (Alexander Streck).
Численность населения и количество прихожан. В 1767 г. в Денгофе проживало 362 иностранных колониста, в 1773г. их насчитывалось 470, в 1788 г.-711, в 1798 г.-870,в 1816 г.-1436, в 1834 г.-2508, в 1850 г. -3846, в 1859 г.-4593, в 1886 г.- 4918 человек. В 1874 г. 17 человек, а в 1886-1887 гг.-3846, в 1859 г.-4593 в 1886 г.-4918 человек. В 1874 г. 17 человек, а в 1886-1887 гг.еще 21 человек эмигрировали в Америку. Всего с 1863 по 1887 г.по данным Минха, из села выехало 815 мужчин и 704 женщины. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в селе проживала 4831 человек, из них 4809 были немцами. По состоянию на 1905 г. насчитывалось 7516 человек, в 1911 г.  8447 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 5721 человек. В 1921 г. в селе родилось 206, а умерло 644 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Денгофе проживало 5040 человек, в 1923 г.- 4648 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., в селе 5313 человек(2522 мужского пола и 2791 женского пола), из них -5301 немцев, здесь насчитывалось 852 домохозяйства. В 1931 г. в  селе проживало 5637 человека, из них 5635 были немцами.
Село сегодня. Ныне с. Высокое Красноармейского района Саратовской области. Высоковское муниципальное образования (сельское поселение), в которое в настоящее время входят село Высокое, село  Карамыш  и село Старая Топовка, согласно данным  Всероссийской переписи  населения 2021 ., насчитывало всего 1258 человек. В селе Высокое проживало около 697 человек и насчитывалось 264  дворов. Таким образом, население немецкого Денгофа в несколько раз превышало численность населения современного села Высокое. Часть бывшего немецкого села, в том числе и площадь, где ранее находилась лютеранская церковь, в настоящее время являются незаселенной местностью за окраинами нынешнего села. Старого немецкого кладбища не существует, на современном кладбище можно отыскать несколько фрагментов старинных памятников. В центральной части современного села сохранилась довольно много интересных объектов немецкой архитектуры, значительное количество деревянных и даже кирпичных строений. В настоящее время на территории села расположены СПК «Карамышский», пять  фермерских хозяйства, АТС, почта, сельский дом культуры, филиал Сберегательного банка, три торговых предприятия, детский сад, библиотека и средняя школа. В 1987 г. в селе было построено новое школьное здание, рассчитанное на 320 учащихся. По состоянию на 2010 г. в средней общеобразовательной школе с.Высокое обучалось 99 учеников и работало 12 учителей.
 

История  села Старая Топовка.

Высоковский муниципальный округ  Красноармейского района, Саратовской области расположен на юго-западе района. В округ  входят  три  села: Высокое, Ст.Топовка, Карамыш.
Центр  - с.Высокое расположено  в  26 км. от  г.Красноармейска. Расстояние от населенного пункта до центра округа и до райцентра соответственно : с.Карамыш -7км и 12 км, село Ст.Топовка -13 км и 37 км, села Высокое и Карамыш (прежние названия были Денгоф и Кутер) до 7 сентября 1941 года входили в Бальцерский кантон АССР немцев Поволжья. Осенью 1941 года по указу Сталина  началась депортация немецкого населения сел в Сибирь и Алтай.
          В первые месяцы зимы 1941 года в села стали прибывать «беженцы»- эвакуированное  население  из оккупированных немцами районов нашей страны, таким образом, стало формироваться   население   сел   Высокое и Карамыш.
         Село  Ст. Топовка относится к старым русским  селам, входивших  в Бальцерский кантон республики немцев Поволжья. Первое население  на территории села возникло 300 лет назад из крепостных крестьян, бежавших от насилия помещиков  из  центральных губерний России. Для своего поселения бежавшие  выбрали глухой склон оврага ,заросшей непроходимыми лесами. В низине оврага  протекала речка, питавшаяся многочисленными родничками, что  создавало  в низких местах топи. И назвали  свое поселение люди Топовкой.
   До революции  в Старой  Топовке  было  волостное  правление. Волость всходила  в  Камышинский  уезд Саратовской губернии. В волость входили Новая Топовка и Бобровка. Старая Топовка  делилась  на три  общества: Андреевка, Рюминка, Хомутовка. В каждом обществе были старшина и писарь. После первой Мировой войны солдаты-фронтовики вернувшиеся домой, создают в селе Комитет  бедноты, женсовет, отстраняют старосту и берут власть в свои руки. Старая Топовка в то время состояла из 1 800 человек/около 600 дворов/.В селе  была церковь, волостная управа, больница на 25 стационарных мест, две школы, военкомат.  В 1918-1919 годы  село охватила гражданская война. Богатые немцы из близь лежащих  немецких сел  приехали в  Топовку  и  расправились с комбедовцами. Было убито 16  человек. В Топовке  находился штаб  Красной Армии. Старожилы помнили встречи  с Ворошиловым, Буденным. В 1926 году в селе образовалось  общество при кооперации  по закупке  сельхозпродуктов, 1927 году – общество        « Возрождение труда» по совместной обработке земли. Зимой 1929 года /1930/ начинается массовая коллективизация. Колхоз « Возрождение труда» возглавил  двадцати пяти тысячник Колесников  Яков. В  1933  году  этот  колхоз разделился на два новых колхоза: «Красный партизан» и «Ворошилов». В 1953 году  оба колхоза объединились в колхоз имени Маленкова.     В  1955-1956 году – время  электрификации  села «Лампочка Ильича»загорелась в клубе, в каждом доме.

  


                     История возникновения села Старая Топовка.
          Первое поселение на территории нашего села возникло  более 300 лет назад  из крепостных крестьян, бежавших  от насилия помещиков из центральных губерний России. Скрываясь от преследования, бежавшие выбрали  для своего поселения глухой склон оврага, заросший непроходимыми лесами. В низине  была речушка, питавшаяся  многочисленными родниками, что создавало в низких  местах топи. И люди назвали поселение Топовкой. Родники есть  и сейчас, а топей почти не осталось. Есть небольшая топь в Цыганском овраге, небольшое болотце  у студеного. Огород, что напортив  магазина, до сих пор  называется прудом, потому что  когда-то был пруд, и в нем (рассказывают старожилы) купались дети. А улица ,что идет вниз  от магазина к конторе совхоза, в дождливое время напоминает топь : машина делает  глубокие колеи –траншеи, которые быстро наполняются  водой . Если  там рыть в глубь землю ,то  на небольшой  глубине (менее метра) появляется вода. Интересная история одного родника. Когда-то, падая с довольно большой  высоты, он шумел , или  по –местному гремел. Лесное эхо вторило, усиливало его шум, и люди  назвали ручей «Гремучим». Сейчас он не гремит, но родник сохранился. Речушку  свою  люди назвали  красивым именем  Чечора. Происхождение этого названия  до наших дней не дошло.
    Люди, отвоевывая у болот  и леса клочки земли, начали выкорчевывать  лес, болота высыхали, видимо, в это  время речушка становилась полноводнее, по ней даже сплавляли  лес. Теперь это снова скромный ручеек, заросший  «талами» (лозняком), и для получения «большой» воды его приходится перегораживать плотиной. Такая  плотина  насыпана  около фермы, тем создан большой пруд, разведен серебристый карп.
  Второй пруд сделан в  Яшкином  бараке, являющемся  одним из притоков  Чечоры. Этот пруд меньше ,но лучше , в нем чистое песчаное дно, на берегу  небольшой песчаный пляж. Кстати ,история Яшкина барака. Полвека назад, ещё до колхозов, здесь убили Яшку, по-уличному Семина. Он встречался  там со своей любовницей Анной. Яшка дал ей денег, чтобы вместе скрываться. Но  она израсходовала  их и призналась мужу  в своей  связи с Яшкой. Потом  они с мужем договорились убить его. Любовница назначила Яшке свидание на  гумне. Сторожа на гумне видели, что к оврагу пробежали двое: мужчина и плаще и женщина. Это были Анна и ее муж Трофим, по-уличному Труша. Труша взял  взял железку от плуга. Пришел Яшка, Труша начал бить его. Яшка кричал : «Ой, что вы делаете, у меня же пятеро детей!» Сторожа  все это слушали и рассказали людям. Приехала милиция  и поставили сторожей ,но  они или  заснули, или продали труп, потому что, когда приехало следствие , у  трупа были отрублены руки. Отрубленная рука нужна была  разбойникам. Они считали, что если над отрубленной  рукой произнести какое-то заклинание, то  они будут непобедимы. Анну и Трофима судил выездной  трибунал. Ей дали 7 лет, а ему 10.
     Овраги в нашем селе называют обычно по имени тех, кто близко  к ним живет :Цыганов ,Шилов, Яшкин и т.д.

 
  Леса теперь сохранились в виде  «островов», каждый  из  которых имеет  свое  название. Вот остров, имеющий  круглую форму ,его так и называют: Круглой. Местный кузнец с женой  когда-то в лесу жег уголь для горна, теперь этот лес называют Кузнечихой, Лес, в котором  когда-то было  много лип, назвали  Липовой. Название сохранилось  до сих пор, хотя лип там теперь почти нет. Один  из лесных «островов» называют Банновским порубом. Говорят, что там когда-то  рубили лес  крестьяне  из села Банновка. В одном  месте  лес дотла выгорел, вновь вырос. И теперь его называют Горелкой. В небольшом лесочке, что стоит с восточной  стороны  села, когда-то остановились  художники «богомазы», к ним шли люди, и «богомазы» рисовали им  богов, иконы. С тех  пор лесок называется  Богомазихой. Лизякин  лес назван  по имени  жены какого-то барина. Частый сейчас уже  очень редкий лес, но старое название  сохранилось.
                  Социальное устройство общества до революции.
До революции  в нашем селе было волостное правление. В нем был волостной старшина Субботин Иван Иванович, писарь, волостной суд и урядник. Волость входила в Камышинский уезд Саратовский губернии. В нашу  волость  входили Новая Топовка, Бобровка.
 Село делилось на три общества: Андреевка, Рюминка, Хомутовка – в  каждом были свой старшина и писарь, От старых  ферм до Сапогова Василия Павловича- Андреевка; от Сапогова В.П. до Пономарева В.Е. – Рюминка; от Пономарева В.Е. и до конца –Хомутовка.
  Каждое общество  имело определенное количество земли, которая делилась между крестьянами. Землю давали только на мужские души. Земли было ничтожно мало, и крестьяне жили в постоянной нужде. Основная  же  масса земли  принадлежала помещику Барелю (немцу). У него  земли было  во много раз больше, чем у всех крестьян. Ближние леса были  тоже  его. Кроме  этого, у Бареля было несколько мельниц, скота. К Бауэру,где родник, был хутор. Там был  скотный  двор. Рабочие там не жили, а приходили из Топовки. А  сторож находился  постоянно. Барель отдавал  землю  крестьянам в аренду. В  1890 году  общество  Рюминка  купило у Бареля  1 000 десятин земли. Эту  землю поделили  на мужские души на 12 лет ,причем начинали  давать земельный надел на ребёнка двухлетнего  возраста. Новый передел производили  только через 12 лет. Кроме этой земли  у него было еще  несколько поместий. Барель  был купцом .Сам Барель жил в Саратове. Приказчик был  тоже немец. С северной стороны села у леса стояли три кирпичных здания. Это был  приезжий двор барина. Эти здания сохранились  до сих пор . После революции в них была размещена больница, а позднее , в годы Великой Отечественной – детдом. После войны было зернохранилище колхоза, а потом совхоза. Все эти годы здания  не ремонтировались, постепенно разрушались  и сейчас непригодны к использованию.

                                      НОВАЯ  ТОПОВКА
        Деревня Новая Топовка  была основана  в 1845 году. Входила  она в  Топовскую волость  Камышинского  уезда, Саратовской губернии. Основана  она была помещиком Говицким Михаилом Хрисановичем из русских  крепостных крестьян (православной веры), принадлежащих госпоже Шампулевой, урожденной Готовицкой, которых  он переселил из с.Топовка. основав таким образом деревню –Новую Топовку. Место было красивое, богатые угодия и леса. В экономии  Готовицкого был сад, новейший сельхозинвентарь, отборные быки. Сам он в экономии не жил , всеми работами руководил управляющий . А Готовицкий  изредка  приезжал в имение  и проверял работу управляющего.
       Крестьяне села занимались хлебопашеством. До  отмены крепостного права были на оброке, платили с тягла по 25 рублей.
     До  1886 года в деревне было 4 промышленных  заведения,  4 лавки и один общественный магазин: Новая Топовка в 1880-е-1890-е годы имела следующий состав населения и количество дворов:
   Всего  населения в 1860г.-335; в 1886г-264; в 1891 г-375; в 1894-375;
   Душ мужского пола -177                        140                 190               190
  Душ женского пола -  158                        124                 185               185
  Кол-во дворов:38                                        39                   39                 39
По переписи  1886 года у крепостных крестьян было:
Плугов – 18
Сох -15
Лошадей -121
Коров -40
Телят -33
Овец -221.
  Крестьянские строения  были деревянные ,крытые большей  частью соломой, часть дерном. В 1892 году  в Новой Топовке открылась  первая школа (земская). В 1892-1893  годах школу посещало 30 учащихся мальчиков и девочек. Осенью 1893 г. ново-топовцы купили для  своей  школыздание с помещением  для учителя. В 1891 году была учреждена в д. Новая Топовка  ямская станция  в 5 лошадей (по сведению Топовского  волостного правления). До волостного   села Топовки  было  5 верст, до Саратов - 90, до Камышина -110. Станция  Рудня  Тамбовского – Камышинской ж.д. -65 верст, почтовая  станция  по большой  Саратовско-Астраханской 
 дороге – 20 верст.
После  революции бедняки в Новой Топовке  организовали  коммуну. В коммуне было большинство  людей «странних», т.е. не топовских . В коммуне  трактор «фордзон»,работал на нем Зайцев  Петр Егорович. Председателем коммуны выбрали Козлова Егора Ефимовича.
Как-то зимой Егор Ефимович поехал  в Камышин, где был уездный центр. С ним был его товарищ Кашин Иван.  Их  схватили в Шухове (в 20 км от Топовки), облили  водой и посадили в амбар. А на утро босых, в лютый мороз погнали  в Банновку на Волгу  и приказали прыгать в  прорубь. Козлов Егор Ефимович крикнул: «Гады! Вы нас утопите, а слова наши коммунистические  останутся жить!» Так погибли борцы за Советскую власть, рыцари революции.
Коммуна  просуществовала  до 1925 года, а потом распалась.

  
В 1957 году началась электрификация сел. В Новую Топовку свет  не  провели  и люди стали уезжать из нее в Сплавнуху , Красноармейск, Карамыш. Сейчас там осталось одно кладбище.
                              РЕВОЛЮЦИЯ  И  ГРАЖДАНСКАЯ  ВОЙНА.
/ взяты воспоминания  старожилов: Кривошеева Петра Никитовича, Зайцева Петра Егоровича и Хохловой Евдокии/
     Шла 1 –я  мировая  война, свергнут царь, низложено правительство Керенского. Солдаты – фронтовики возвращались  домой с оружием, к счастью, у нас не было помещиков, но кулаки были крепкие, и  вся  власть была в их  руках. Многие  солдаты служили  в Камышине. Вернувшиеся коммунисты создали на селе комитет  бедноты, женсовет ,которые отстроили старосту-богача  и взяли правление в свои руки.
       Старая Топовка  в то время имела около 600 дворов или около  1800 человек. В селе  была церковь (символ села),волостная управа, больница на  25 стационарных  коек, которая обслуживала и близ лежащие села. Были 2 школы: одна кирпичная, другая деревянная. Комитет бедноты стал  делить  землю  и на  женщин. На селе было  много бедняков , не имеющих  лошадей, быков ,землю обрабатывать не могли  и сдавали  в аренду кулакам, а сами нанимались  к ним  в батраки  и так было  почти до начала коллективизации.
       Председателем  комитета бедноты был Козлов Степан  Ефимович, а председателем  сельского совета –Бочков Федор Иванович. В селе был  военкомат. Военком был Гвоздев  Куприян  Романович. Он-то и поднимал народ на борьбу против богачей.
    Вокруг села Старая Топовка находились немецкий  «колонки» (села). Зажиточные  немцы были недовольны  Советской властью .В августе 1918  года  богатые немцы соседних сел : Некрасова, Сплавнухи, Высокого ,Новинки – приехали в Топовку с целью  расправы с красногвардейцами.
1918-1919 годы знаменательны тем на селе, что гражданская война захватила и наше село. Белые банды были на подходе к нам.
         Кулаки и всякая контрреволюция  подняли голову . Под  руководством попа Пресвяцкого в селе  было поднято восстание. Кулачье и их пособники, неграмотные, обманутые попом стали  убивать  комитетчиков  и красных  партизан  вилами, косами. Узнав  об это, малочисленный  отряд  красногвардейцев растерялся. Часть вооруженных красногвардейцев  уехали на дубовую гору (на Шенфель), а часть  осталась  в  Топовке. Немцы  приехали  с оружием, они договорились  по телефону в Бальцере  (так назывался  тогда  Красноармейск) с Бендером Андреем (он занимал дом, где старая почта , рядом с милицией весь этот квартал),чтобы  разбить Красную гвардию в Топовке. Это  видимо подействовало на  топовских  партизан, и они растерялись. У Бендеря  было оружие ,пушка  и 2 бочки снарядов. Семьи красногвардейцев остались дома.Топовские богачи стали называть людей ,которые были за советскую власть.Они подвозили  немцев к домам красногвардейцев и комбедовцев, допрашивали  родных и тут же избавили их нагайками, плетьми, топтали лошадьми. В убийстве  принимали участие  выше упомянутый  поп  с богачами, лавочник Василий Егорович Мулинов-Зотов из  Рогаткино, Кочеров Павел Яковлевич – главный бандит, а всего бандитов было 18 человек.  Руководителем банды был выбран Ишин Василий Трофимович.
      Картина избиения  была страшная. Козлова Степана Ефимовича убили около дома.Его закололи вилами, кололи прямо в рот. А он  все спрашивал: «За что вы меня бьете?» Какая-то женщина посмотрела ,что он живой и позвала немцев. Они вернулись и пристрелили его.
     Бочкова Федора Ивановича  убили около волости, которая была рядом со старой школой. Весь избитый он лежал вниз лицом и говорил: «Я не виноват,  оставьте жизнь, у меня дети». Но бандиты  не жалели ,его бил Зотов Арсений, а Панхин заколол вилами.
   У каждого из восставших было что-то в руках: коса, вилы, косогоны. Жене Бочкова совали в рот острый косогон. Было убито 18 человек. Их похоронили на кладбище за речкой , а через  несколько дней, когда подавили восстание ,их  перезахоронили в братской могиле  и вскоре поставили деревянный  памятник. Потом его заменили кирпичным. Теперь его должны  заменить новым, который уже заказан в городе Энгельсе.
    Немцы, пробыв  в Топовке более 2 часов, уехали. Местные бандиты не  прекратили разбоя. Они арестовали еще 42 человека.
          А глубокой ночью из села в город Саратов пешком вышел батрак Данилюк  Николай. Он был  беженец  с запада, поляк или белорус. Ему было  лет 35,была жена и дети. Их было 3 брата, Николай был старший. В Некрасове Данилюка увидели  немцы, хотели арестовать. Но он стал  собирать колосья  и  сказал им: « Я беженец ,собираю колоски детям на хлеб». Они его отпустили. Оглядываясь наклоняясь за колосками, Данилюк двигался вперед. Ему  удалось за сутки  добежать  до Саратова. Он рассказал  о случившемся  и привел отряд красноармейцев  под командованием Жукова(инициалы не известны). Жуков позвонил из Усть –Золихи  и приказал никого больше не трогать , а тех , что забрали под арест выпустить на свободу.
        Жуков ехал на броневике, вооруженном пулеметами, у него была  трехдюймовая пушка, а следом шла кавалерия. Подойдя к селу, Жуков дал залп из орудия шрапнелью. Все в селе перепугались. Мальчик, игравший во дворе, от испуга онемел и через несколько дней умер. После залпа кавалерия  оцепила село. Из села никого  не выпускали ,а в село впускали. Жуков, приехав в село, начал вызывать по списку тех, кого ему указывал по телефону Ишин. Набрали 18 человек и к вечеру  расстреляли над кручей (позади Дербенева). Попа тоже расстреляли .Зотова Арсения убили после. Он скрывался, потом приехал домой  и прятался на сушилке. Его узнали. Была обедня, народ шел из  церкви  и с ними переодетые чекисты. Они незаметно подошли к дому, окружили  его и убили бандита на сушилке. Жуков ночевал в Топовке. На второй день он выехал из  Топовки  в Саратов. Ехал он верхней дорогой, лесами, т.к. было грязно. На противоположной стороне, т.е. с юга, он увидел  отряд и посмотрел в бинокль. Это были военные. Он остановил своих , а сам с  двумя бойцами отправился Топовку. Толпа жителей направлялась  к отряду, с ними смешался и Жуков. Один из жителей  -Зайцев Петр Егорович пошел  навстречу отряду. Оказалось, что это были  топовские  партизаны, шедшие  из Камышина. Зайцев узнал в отряде своего  брата Ивана Егоровича и кинулся  ему  на шею. Тут и все жители побежали навстречу  отряду  и стали обниматься  со  своими родными и рассказывать о своем горе. Командиром подошедшего отряда был Мартемьянов.Жуков отозвал Мартемьянова и переговорил с ним, чтобы не распускать отряд по домам. Мартемьянов приказал  садится на  машины. Жуков довел их за село к своему отряду ,а в селе  уже  идет собрание – выбирают председателя сельсовета. Наши  выехали  из села  и остановились: нет бензина. Им очень хотелось побыть дома. Но Жуков знал ,что произойдет  новое кровопролитие, поэтому никого не отпустил. Заправили машину, и Жуков повел весь отряд за собой. Позже партизаны  снова  оказались  в Камышине, а Мартемьянова  нигде  не было, видимо, он погиб.
            В 1919 году в 10 км от села Топовка ( в сторону Пограничного, прежде Макаровка) наступали войска Деникина. Фронт стоял 14-15 дней. В Топовке был штаб Красной Армии.  Было  много войск, беженцев.  В каждом  доме стояли солдаты. Штаб Буденного находился в доме Гвоздева Ивана Васильевича. Дом  стоял  на нижней  улице у пруда. Сейчас он не сохранился ,но место известно: на углу проулка между домами Кочеровой Ольги Ивановны и Зайцевой Матрены. Есть  еще жители, которые  видели Буденного и Ворошилова. По  воспоминаниям Гвоздева И.В.у Буденного черные усы, лицо рябоватое. Ворошилов – маленький, крепкий. Ординарцем у Буденного был китаец, была большая собака по кличке Кара.
     Нашли взяли у деникинцев  броневик. Он выскочил на артиллерию, которая стояла  на горе за речкой  и в круглом лесочке за детдомом, снаряды летели через церковь. Наши  захватили 4 орудия  и 6 пулеметов. В это  время  над позицией Деникина пролетел  их  самолет  и деникинцы стали отступать. 
Буденный  пробыл  в  Топовке  5-6 дней.
    Большинство крестьян служил и в Красной Армии, многие  из них были в Чапаевской дивизии. Погибли в 1919  году:
1.Чукалин Николай  Степанович
2.Колотухин Арсений Петрович
3.Кочнев Василий Петрович
4.Чукалин Тимофей Васильевич
5.Ишин Тимофей Андреевич
6.Бочков Парфен Васильевич
7.Турулин Алексей Панкратьевич
8.Мокрушин Петр Васильевич
9.Ишин Афанасий  Степанович
10.Гвоздев Арсений Петрович
11.Роев Иван Петрович
12.Козлов Александр Васильевич
13.Колотухин Никита Иванович
14.Фролов Ларион Федорович
15.Козлов Григорий Семенович
16.Маликов Василий Прокофьевич и другие.
Чапаевцы   Бочков П.В., Ишин А.С., Роев И.П. погибли в Великую Отечественную войну. Некоторые чапаевцы умерли недавно: Козлов Григорий Иванович, Маликов Василий Прокофьевич. Другие жители на стороне: Козлов  Александр Васильевич в Чувашии, Фролов А.Ф. в селе Высоком.
      Не сразу наступил мир на топовской земле. Весной (в апреле) 1921 года наши села  заняла банда Еремеева. Она шла из-за Волги. Недобитая контрреволюция не спешила ему помогать, время работало не на них. Об этом говорит такой эпизод.  Партизан Мизякин, больной туберкулезом, сидел на  крыльце своего дома. К нему  подошли три бандита, сели около него. Он им и  говорит : «За что вы воюете, головы кладете? Какая у вас власть? Вы молодые, ведь  побьют вас». И бандиты не убили его ,значит ,никто его не выдал. Когда  банда двинулась из села, эти трое поехали в противопожарную сторону. В  овраге, за селом, старик прятал лошадей.  Они подъехали и спросили: «Отец, как нам проехать за Волгу, чтобы не попасть в село?» Они бродили лошадей, винтовки и ушли. Банда Еремеева пробыла в Топовке 2 часа, так как  из Гримма пришел Красный отряд под командованием Скоморохова, который и разбил  банду под Частым (лес в 6 км от села). Те,  кто видели  Еремеева, например, Зайцев Петр Егорович, рассказывают, что он очень здоровый, настоящий богатырь. Его  поймали в Новинке и убили.
      Весной 1922 года в Топовку  из-за Волги нагрянула новая банда, атаманом которой была Маруся. В нашем  селе они пробыли около 3 часов и  уехали в сторону Новинки. Там их встретили  наши красногвардейцы, был сильный бой. Банда в панике бросилась бежать. В селе Лапти Маруся завербовала  на свою часть людей. Пополненная  банда  двинулась на Новинку. Когда красногвардейцы  разбили банду, эти люди сдались в плен. Их было 48 человек, они были расстреляны.

                                            КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

           В 1926 году в селе образовалось общество при кооперации  по закупке сельхозпродуктов. А  в 1927 году образовалось общество  по совместной  обработке земли, его назвали «Возрождением труда». Оно объединило  16 дворов. Это были бедняцкие хозяйства. У них не хватало сельхозинвентаря, тяговой силы, семян. Организованное  государство кредитное  общество помогало таким бедняцким артелям. Общество «Возрождение труда» располагало 3-мя парами быков, лошадьми , а потом кредитное общество выделило трактор «Фордзон».Председателем общества  был Зайцев Иван Егорович. С землей вначале  были неполадки: была прежняя чересполосица. Члены  артели   стали  добиваться,  чтобы земли стали нарезать  не  кусочками  а  сразу  целиком  по 10 га .После этого  к ним начали присоединятся и другие  крестьяне. Поля стали увеличиваться. И к концу 1929 году общество насчитывало  около  40 хозяйств, объединенных добровольно. А всего в селе  было 618 хозяйств и 4100 человек жителей. Параллельно с обществом «Возрождения труда» богачи  организовали свое товарищество по совместной  обработке земли. Но государство им помощи  не оказывало.
     Зимой 1929-30гг. началась массовая коллективизация. В начале был  организован 1 колхоз « Возрождение труда». Председателем был двадцатипятитысячник  Колесников Яков. Злые языки  подшучивали над ним: «На чем пшено родится?»
      В 1933 году  колхоз «Возрождение труда» разделился  на 2 колхоза. «Красный партизан» -от старых ферм  и до старой школы, т.е. общества  «Рюминка « и «Андреевка» и колхоз «Ворошилова» - общество «Хомутовка». Председателем «Красного партизана» был Ишин Афанасий  Степанович, а в  «Ворошилове» - Макрушин Леонтий Владимирович (а по паспорту  «Егор»; прозвище  «Левка Кузин»). В те годы  председатели менялись часто.
    В 1953 году произошло новое объединение  двух колхозов  в одном имени «Малиновка». Председателем  его стал Маликов Василий Васильевич, бухгалтером – Рогожин Иван Алексеевич. Осенью 1954 года за хорошую работу колхоз получил  легковую машину «Победа». Хозяйство колхоза увеличивалось, строился клуб, фермы, нужны были машины и в 1955 году колхоз продал машину фабрике им.Клары Цеткин и купил  у нее же грузовую машину.
   В 1955 году в г.Саратове был разработан проект электрификации  села Старая Топовка,а в 1956 году приступили к его осуществлению. Перед Октябрьским праздником в клубе было многолюдное колхозное собрание. Работал радиоузел. Приехали представители из района, соседних колхозов, выступил секретарь района Кутнов Николай Иванович, говорил о  лампочке Ильича, которая пришла в деревню, а скоро электричество будет выполнять многие работы. Мастер из Саратова включил рубильник и в клубе вспыхнул яркий свет. Лампочка Ильича загорелась в каждой избе колхозников.
   7 марта 1957 года колхоз объединился со Сплавнухой и ста 4 отделение, а в 1964 году 2-м отделением.Управляющим остался Маликов Василий Васильевич и проработал на этом посту до 1963 года.После него стал Дрогаченко Василий Андреевич, а с 1969 года – Кочнев  Николай Федорович, который проработал 1 год и 4 месяца. А перед организацией совхоза в 1971 году несколько месяцев управляющим работал Марусинин Василий Павлович.
   8 июля  1971 года в нашем селе был организован совхоз «Топовский», директором которого был назначен Хохлов Иван Платонович. 

    


    


 

Документы

  • Все документы
  • Основные документы
  • Локальные

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie